1 logo 3
o o o o o o o o  
 

В. Мигузов. АРХЫЗ,  АРХЫЗ,  АРХЫЗ


Архыз триединый: Архыз – древний центр христианства,
                           Архыз – Центр астрофизических наблюдений,
                           Архыз – стремительно развивающийся горный курорт.

Ариу кыз – красивая девушка,
Аркысус – начальное место,
Архо – медь.

Так, или примерно так звучат переводы на русский этого названия с карачаевского, греческого, осетинского языка.
Каждое название имеет право на жизнь, ибо красивых девушек в Архызе много, начальным местом мог являться древнейший центр христианства на Кавказе, ну а медеплавильные производства в этих местах были с древнейших времён.

Место под названием Архыз занимает долину реки Б. Зеленчук в республике Карачаево – Черкессия, что расположилась на северных склонах Главного Кавказского хребта. Это довольно обширный район, включающий посёлок астрономов Ниж. Архыз, с прилегающим к нему Нижне – Архызским городищем, посёлок Архыз с несколькими спортивно – оздоровительными учреждениями и, пожалуй, посёлок Лесо – Кяфарь с Кяфарским городищем. Расположенность в горном районе Карачаево – Черкессии, с мягким климатом, небольшим перепадом температур, обилием хвойных лесов делает это место и замечательным климатическим курортом.

Но наибольшую известность, в последнее время, Архыз получил как древний центр христианства. Способствовали тому оставшиеся на территории городища остатки древних православных храмов, являющихся памятниками христианства, истории и архитектуры на этой земле, а также древнейшая икона – наскальный лик Христа.

Встреча с памятниками прошлого начинается в селе Ниж. Ермоловка, где можно обратить внимание на каменный менгир, каменный столб – указатель, установленный в давние времена на, некогда оживлённых, караванных путях прошлого.

Менгир в Ермоловке   Спас нерукотворный
Менгир в Ермоловке Спас нерукотворный

Большим событием, сенсацией, в духовной и культурной жизни Архыза стало открытие в 1999 году на скальном выступе, в двухстах метрах от дороги, напротив Нижне - Архызского городища, Образа Спаса Нерукотворного [Лика Христа]. Образ обращён на восток, специалистами историками просматривается хронологическая близость создания Аланской епархии, строительства храмов на берегу Зеленчука и создание Архызского Лика. Крутая тропа ведёт от дороги до Образа, подниматься тяжело, но постоянно к Лику поднимаются люди, желающие поклониться святыне.

Размеры Лика Примерно 120 на 80 сантиметров, что позволяет считать его образцом монументальной живописи.
Монахи Оптинои пустыни, видевшие Лик, отметили, что эту икону нельзя рассматривать только как произведение искусства, её создание есть духовный акт, совершаемый иконописцем по слову Божьему.

На противоположном от Лика берегу реки Б.Зеленчук, расположились посёлок астрономов Буково и Нижнеархызское городище. Добраться к ним можно, миновав мост через реку и сторожевой пост с милиционерами, т.к. посёлок является охраняемым объектом, доступ в который разрешён лишь в пятницу, субботу и воскресение. После проверки документов можно следовать дальше. Через сотню, другую метров слева в каменном заборе видны ворота, за воротами территория городища. Въезд платный, но необременительный для кошелька. На территории городища самыми популярными являются храмы ( южный, средний и северный), загадочный круг, выложенный каменной кладкой, менгир и угадываемые остатки фундаментов древних сооружений. На всё это накладываются монастырские сооружения 19-20 веков и более поздние советской эпохи, когда здесь располагались детские дома и базы отдыха. К менее популярным объектам можно отнести храм ''три сосны'', остатки монашьих келий и древних храмовых построек на окрестных горах, а также остатки оборонительных, дорожных и прочих сооружений, назначение которых угадывается с трудом. Протяжённость городища вдоль реки примерно 3 километра, в поперечнике около полукилометра. Три ручья пересекают городище, вливаясь в Зеленчук: Подорванный, Церковный, Хасан. Высота над уровнем моря 1100 м.

Долина реки Б. Зеленчук
Долина реки Б. Зеленчук на юг от городища

Наши предки для строительства древнего города, выбрали замечательное место: долина реки, окружённая лесами полными грибов, ягод и всевозможной дичи, мягкий климат. Сторожилы говорят, что в недавнем прошлом, рыбы в реке было столько, что её можно было ловить сачком, по лесам бродили могучие зубры, медведи, олени. Рядом основные транспортные магистрали той поры – ответвления Великого шёлкового пути.

Суровые горные вершины, покрытые вечными ледниками и снежниками, довольно далеко, есть возможность заниматься любым сельскохозяйственным производством. Место если не райское, то очень близкое к этому понятию.
С далёкой эпохи каменного века остались следы человеческой деятельности в этих местах: кремневые орудия и отщепы. На смену людям эпохи каменного века пришли племена майкопской культуры, сооружавшие над могилами своих вождей громадные курганы. Затем, во втором тысячелетии до н.э., приходит пора строителей мощных каменных гробниц – дольменов. В первом тысячелетии до н.э. приходит время железа, коренным образом изменившего орудия труда и оружие. Бронза и медь уступают свои позиции. Тем не менее, поблизости от Нижнеархызского городища, существует производство меди наряду с входящим в обиход железом. Примерно два с половиной тысячелетия тому назад в предгорьях Северного Кавказа появляются скифы. А в первых веках нашей эры начинается расселение на территории Северного Кавказа аланских племён. Будучи искусными воинами, умелыми ремесленниками ираноязычные аланы подчиняют себе местное население более чем на тысячелетие. Бурлящий водоворот жизненных коллизий заставлял алан выступать в качестве наёмников за пределами территории их проживания и, при необходимости, быть мужественными защитниками собственной земли. В конце четвёртого века аланские земли подверглись мощному удару со стороны гуннов, азиатских кочевников, разгромивших частично алан. Уцелевшие от сокрушительных ударов гуннского нашествия аланы начинают более оседло заниматься животноводством и земледелием, образуя множество поселений, имеющих значительные фортификационные сооружения, защищающие их от непрошенного вторжения.

Благодаря проходящим через аланские территории важнейшим транспортным артериям, в том числе т.н. Шёлковому пути, аланы имели возможность познакомиться с лучшими образцами товаров, технологий, различных видов оружия, украшений и т.д., перевозимых по этим, важным экономически, путям. Это способствует развитию ремёсел, прикладного искусства и культуре и экономике в целом. Развитая экономика благоприятствовала проникновению на аланские земли православных мессионеров. В немалой степени были заинтересованы в христианизации алан византийские руководители, справедливо полагавшие, что христианизация соседей сделает алан более дружественными к Византии и поможет наладить более крепкие союзнические отношения. Возникшие в шестом-седьмом веках первые христианские общины постепенно становятся общегосударственной религией. В конце девятого, начале десятого века Алания становится христианской. В это время возникают замечательные произведения аланского зодчества: Зеленчукские, Кубанский и Тебердинский храмы, одновременно являющиеся памятниками раннехристианского периода на территории России.

Территория городища условно делится на три части: первая часть расположена за воротами городища и является малоисследованной, специалистами историками, частью древнего города. Внешне это выглядит как заросшие бурьяном, порой с трудом угадываемые, остатки фундаментов зданий, предположительно каких-то общественных или фортификационных сооружений, в этой части находится Ильинский храм и Средний храм.

Вторая часть почти не имеет остатков древних сооружений, возможно, здесь были какие-то сельскохозяйственные угодья или район незаселённой территории.
Третья часть это окрестности самого большого Северного храма, вероятно, здесь располагались резиденции духовных и светских владык Алании. На северной окраине города находятся остатки оборонительных стен, защищавших город со стороны равнины.

На вершинах окрестных гор, поросших лесом, можно найти остатки древних храмов, убежищ-келий монахов-отшельников, фрагменты дорог. При серьёзных систематических исследованиях или при удачном стечении обстоятельств можно разыскать многие интересные экспонаты похожие на те, что имеются в музее аланской культуры посёлка Буково, краеведческого музея Черкесска или Ставрополя.

  

Архызские храмы построены в конце девятого, начале десятого века. В строительстве помимо местных зодчих принимали участие представители абхазо-грузинской храмовой архитектуры того периода, взявшие за основу традиции храмового зодчества Византии с крестово-купольной схемой.

На северной оконечности городища расположился т.н. СЕВЕРНЫЙ храм, являющийся самым большим из сохранившихся доныне храмов. Северный храм являлся, по мнению известного историка В.А. Кузнецова, кафедральным собором аланской епархии и центром небольшого района древнеархызского городища, состоящего из остатков небольших храмовых построек и христианских могильников. Реставрационные работы в храме были проведены в 1960году, до этого храм не восстанавливался и не ремонтировался. Храм принадлежит к числу крестово-купольных трёхапсидных храмов, сложен из больших тёсаных каменных блоков-квадров и плит. Даже от реставрированных стен и сводов храма ощутимо веет седой стариной, величием и чем-то ещё, от чего сжимается сердце и появляется в горле комок. Внимание посетителей поражает система голосников, предназначенных для усиления аккустики храма. При взгляде на это сооружение хочется отныне слово Храм писать только с большой буквы.

Северный храм  Северный храм

В.А.Кузнецов датирует постройку храма ориентировочно первой-второй четвертью десятого века. Ежедневные службы в храме не проводятся, лишь 6 мая, в день памяти святого Георгия, проводится богослужение.

Центральная апсида   Крещальня
Центральная апсида Крещальня

СРЕДНИЙ Храм расположен на северо-восточной окраине городища или на юго-западе от Северного храма, примерно в километре от него, изготовлен в той же манере, что и Северный Храм: из больших каменных блоков , блоков поменьше и тонких кирпичей – плинф, применявшихся в арках. С северной и южной стороны прослеживаются очертания фундаментов двух подковообразных зданий, возможно здесь располагались кельи небольшого монастыря. Интересно, что глаза Архызского Лика, расположенного на противоположном берегу реки Б.Зеленчук, смотрят на Средний храм. В Храме иногда наблюдается розоватый столб, идущий из центра купола храма вниз, его видно на экране цифровых фотокамер, а при съёмке интерьера храма неоднократно на фотографии были видны ''шары праны'', весьма похожие на те, о которых писал в своих работах Э.Р.Мулдашев.

Вид на Средний Храм с окрестных гор  Вид на Средний Храм с севера  Храм изнутри
Вид на Средний Храм с окрестных гор Вид на Средний Храм с севера Храм изнутри
Храм изнутри  Вид с запада  Шары праны
Храм изнутри Вид с запада Шары праны

Богослужение в храме проходит один раз в году, в день Святого Духа на Троицу.

ИЛЬИНСКИЙ храм расположен южнее Среднего и Северного Храмов, в самом центре первой части Нижнеархызского городища. Храм отличается от других небольшими размерами, специалисты предполагают, что он входил в состав усадьбы зажиточного представителя горожан, был внутридомовой церковью, хотя возможны и другие варианты. Необычно овальное подкупольное пространство сооружения, в форме эллипса, есть и другие особенности позволяющие предположить, что Храм был выстроен на месте более древнего храма, существовавшего ранее. Историки предполагают, что при постройке в начальный период десятого века. Храм был освящён в честь святого Божия пророка Илии, при повторном освящении в 1991 году Храму сохранили его древнее имя. Признано, что Ильинский Храм является самым древним действующим храмом на территории России. Богослужения происходили в нём ещё до крещения Руси и продолжаются и в наши дни.

Храм с юго-западной стороны  В стене, расположенной справа от входа виден заложенный проём переходной галереи меду храмом и монастырским корпусом девятнадцатого века
Храм с юго-западной стороны В стене, расположенной справа от входа виден
заложенный проём переходной галереи меду храмом
и монастырским корпусом девятнадцатого века
Храм изнутри  Храм изнутри  Храм изнутри
Храм изнутри Храм изнутри Храм изнутри
Живоносный источник
Живоносный источник

В сотне метров от Храма, ближе к лесу есть живоносный источник, особенно ценишь великолепную прохладу и живительную силу этой воды в жаркий летний день. К источнику ведёт, довольно натоптанная тропинка.

Архызские храмы находятся в окружении одно-двухэтажных зданий, достаточно почтенного возраста. Это здания существовавшего на этом месте в конце девятнадцатого, начале двадцатого века монастыря Свято-Александро-Афонской Закубанской пустыни. Серафим, иеромонах со старого Афона, просил Святейший Правительствующий Синод, посредством Епископа Ставропольского и Екатеринодарского Владимира разрешения на устройство, по Афонскому уставу, пустыни памяти Святого благоверного князя Александра Невского. Было это в 1887 году. Для обтания братии, богомольцев, трудников и прочих надобностей было постепенно построено три двухэтажных дома, три одноэтажных, деревянные и прочие хозяйственные постройки.

Закрытие монастыря было осуществлено в тяжёлые, для церкви, тридцатые годы, сопровождалось и кровопролитием, и поруганием святынь.

В 30-е годы в монастырских зданиях была колония для малолетних преступников, затем здесь жили дети-сироты блокадного Ленинграда и, впоследствии, детская турбаза. В настоящее время эта территория находится в ведении Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея- заповедника.

Завершающим этапом в знакомстве с достопримечательностями Нижнеархызского городища является осмотр менгира-каменного столба, расположенного неподалеку от Ильинского храма.

…Здесь такая царит благодать,

Что и слов никаких не сыскать.

Приезжайте, друзья в Архыз,

Вам не скоро захочется вниз.

В. Мигузов.

 

Вы можете задать нам любые вопросы
по маршрутам, организации и проведению путешествий по адресу blg.e@mail.ru

 
 

Copyright 2009©Творческая мастерская "БЛГ" (blg.e@mail.ru). Правила использования материалов сайта  |  Дизайн и верстка - Сергей Пирогов