1 logo 3
o o o o o o o o  
 

Путешествуйте с нами, путешествуйте сами

В. Мигузов. ЧУДЕСНЫЕ УГОЛКИ КАВКАЗА. «VIA EST VITA»


Серия очерков “ЧУДЕСНЫЕ УГОЛКИ  КАВКАЗА” призвана  помочь жителям и гостям курортов КМВ совершить экскурсию или  поход выходного дня по интересным местам нашего замечательного края. В небольших очерках содержится информация о том как совершить  поездку или поход выходного дня  на небольшом автомобиле, небольшой группой или иным другим способом.

ПРОСТО ДОМБАЙ

Кто  не знает слово «ДОМБАЙ»?  Скорее всего, таких людей, найдётся немного. И, неважно, что человек, слышавший это слово, не был в Домбае, он туда непременно попадёт. «Быть на Кавказе и не побывать в Домбае, значит не бывать нигде».

И вот, чтобы восполнить этот пробел, мы с группой экскурсантов отправляемся в знаменитый горный курорт Домбай. Выезд в 6-00 утра от ессентукского санатория «Виктория», на улице начало светать, небо ясное и денёк должен быть пригожим. После последних дождливых, ветреных дней хочется тепла, надежда на хорошую погоду уже согревает. Рассаживаемся в « ГАЗель», нас сегодня немного, и мчимся по направлению к Кисловодску. В Домбай можно проехать и другими дорогами, например через Черкесск, но ехать по унылой степной дороге не так интересно как по горной дороге, и мы решили ехать через перевал Гумбаши. Утро прохладное, пока не май.  Безлюдны утренние улицы посёлков Учкекен, Терезе, расположенных в долине реки Подкумок. РИМ-гора покрыта легким туманом.


Рассвет на перевале

Долина Подкумка вся в утренней свежести, повыше на горных склонах ещё лежит снежок, а внизу только-только начинает пробиваться зелёная травка. Всё хорошо, только дорога после зимы ещё не чинена, много коварных выбоин и водителю нужно» держать ухо востро». Ближе к перевалу нас начинают обгонять многочисленные экскурсионные автобусы, стремительно летящие в Домбай, цена первых мест высока - минимальная очередь на « канатку», чем позже приедешь, тем большую очередь придётся выстоять. Час пятнадцать после старта и вот уже перевальная седловина, 2044 м. над уровнем моря.

Наверху, на площадке перевала Гумбаши уже скопилось с десяток автобусов, очередь в туалет уже не единицы, а десятки человек. Пример оперативности - вагончик, где продают кавказские хычины, чай, кофе: стремительно мелькают руки продавцов и через пару минут очереди, желающие завтракают хычинами с мясом или сыром, запивая их горячим чаем. Повсюду слышны голоса экскурсоводов, поторапливающих своих подопечных. Проходит несколько минут и колонна срывается с места: тяжеловато и целеустремлённо несутся вниз большие автобусы, попроворнее юркие «Спринтеры»  и, уже немногочисленные, «Газели».  Верхняя Мара, Нижняя Мара, Маркопи мелькают за окнами селения долины реки Мара, живописнейший пейзаж не очень привлекает  пассажиров автобусов: у многих в глазах вопрос: «А как там водитель-то? Умеет ли он по этим дорогам…” Но впереди виден мост через Кубань-реку и за мостом колонна поворачивает влево, в сторону Домбая. Редкие автобусы уходят вправо, им в Архыз. Слегка расслабившись от напряжения спуска, экскурсанты с любопытством рассматривают чистенькие улицы Карачаевска:  слева остаётся эмблема города - горянка, протягивающая гостям чашу с айраном. Скульптура белого цвета, и это подчёркивает чистоту обычаев гостеприимства, искренность и добросердечие жителей этого региона. Карачаевск невелик, но это действительно  уютный чистый город, расположившийся на слиянии трёх горных рек: Кубани, Теберды, Мары. Для тех, кто путешествует за рулём собственного автомобиля и впервые в этих местах, следует знать, что заблудиться в городе сложно, просто проезжая через город, необходимо на перекрёстках и развилках придерживаться правого направления. 2-3 километра и город заканчивается: впереди живописная долина реки Теберда с необыкновенно-бирюзово-голубым оттенком воды, состояние дороги замечательное, несколько последних лет над дорогой интенсивно поработали: реконструировали мосты, укрепили горные склоны, прилегающие к дороге, ехать одно удовольствие.  Примерно через 10-15 километров после Карачаевска,  показывается аул Нижняя Теберда, его прежнее название Сенты осталось за древним храмом, расположенным  на противоположном, от аула, склоне горного хребта, ниже-развалины построек бывшего Спасо-Преображенского женского монастыря. Сентинский храм-памятник раннехристианского зодчества, датой его постройки считается первая половина десятого века, а женский монастырь прекратил свою деятельность в начале двадцатого столетия. При большом желании можно подняться к храму по дороге (примерно 4 километра), либо подняться напрямик по склону.

Дорога продолжает вести нас на юг, ближе и ближе к склонам Главного Кавказского хребта, долина реки Теберда расширяется, становится  просторна, раздольна и замечательно красива. Впереди аул Верхняя Теберда и за ним,  практически сразу, город Теберда. Городом Теберда стала недавно в 1971 году, но и посёлок Теберда был образован сравнительно недавно, в конце девятнадцатого века с постройкой на берегу озера Кара-Кёль дачи, начальником Баталпашинского уезда полковником Кузовлёвым. Посёлок развивался как курорт, предназначенный для людей, страдающих заболеваниями лёгких. В начале двадцатого века получили развитие, в этом районе туризм и альпинизм. На верхней оконечности Теберды находится красивое небольшое озеро Кара-Кель, моренного  происхождения. В Теберде можно заглянуть в центральную усадьбу тебердинского заповедника, побывать в Музее природы, посмотреть на диких животных, находящихся в вольготных вольерах.

Автор 

За Тебердой долина значительно сужается, дорога петляет в густом хвойном лесу, возле речки Уллу-Муруджу делаем остановку. Пенистые струи реки очень живописны, вода каскадами стремительно мчится вниз, здесь очень хорошо сфотографироваться, сходить в туалет, ибо до посёлка Домбай осталось «всего ничего». За окнами машины мелькает развилка дороги: влево уходит путь к Клухорскому перевалу и Форельному озеру, но нам туда путь закрыт, эта долина уже пограничная зона и без оформления соответствующего пропуска поехать туда нельзя. Несколько километров и мы в Домбае. Посёлок переживает период интенсивного строительства, вся его территория один, постоянно действующий строительный объект, на улице весьма грязновато,  зато по обочинам  расположились многочисленные местные рыночки,  на которых местные жительницы, в основном, предлагают вязаные и шерстяные вещи, попадаются выделанные продажные шкуры, травяные сборы и прочие предметы местного промысла. От Ессентуков до Домбая добирались 3,5 часа и пора определиться с выбором канатной дороги.

На гору Мусса-Ачитара, в общем-то, ведут три параллельные канатные дороги: «кресельная», «новая» и «маятниковая». Каждая из дорог состоит из определённого количества этапов, причём в процессе подъёма можно перебраться с одного этапа на другой в разных канатных дорогах.  Мы поднимаемся на кресельных дорогах, погода стоит хорошая: безветренно, дымки практически нет, видимость великолепная.


С каждым метром подъёма вверх, открываются новые и новые виды:  справа вырастает громадой Домбай-Ульген, слева виден пик Семёнов баши, а то, что сзади рассмотрим потом. На каждой остановочной площадке располагаются местные минирынки: самые разнообразные сувениры и местного и неместного производства к Вашим услугам, в том числе и многочисленные миникафе, где можно отведать традиционные блюда местной кухни: шашлыки, хычины и т.д. Самый впечатляющий вид открывается на окружающие горы сверху, с вершины хребта Мусса-Ачитара, вся панорама раскошных вершин Домбая перед глазами и практически на одном уровне, высота 3050 м.


После традиционных фото и видеосъёмок ещё раз оглядываем окружающие горы и приступаем к спуску. Спускаемся по тем же дорогам по которым поднимались, всё также, только лучше панорама горных вершин, удобнее вести съёмки и на спуске нет тех очередей на «канатки», которые были на подъёме. Внизу каждый подыскивает себе занятие по душе:  большинство забивается в какое-нибудь кафе, кто-то исследует местные рынки сувенирной продукции, ну а кто-то просто ожидает условленного времени отъезда. Время отъезда в 14 часов, редко обходится без опозданий, но всё-таки отъезжаем. Делаем традиционную остановку на реке Уллу-Муруджу, пробуем чистейшую горную воду, ещё раз фотографируемся и домой.


Водитель ставит непременную «кавказскую музыку», 10-15 минут и большинство пассажиров закрывает глаза в сладкой дрёме, впечатлении “через край”, мотор “Газели” жалуется на крутой подъём, но всё равно вывозит нас на перевал Гум-Баши.  Погода, конечно, не та, что утром, Эльбрус затянуло облаками и ветерок весьма прохладен, долго не задерживаемся и спускаемся вниз. К 18 часам поспеваем в санаторий.

 

 

 

 

 


Вы можете задать нам любые вопросы по маршрутам, организации и проведению путешествий по адресу blg.e@mail.ru


 

Copyright 2009©Творческая мастерская "БЛГ" (blg.e@mail.ru). Правила использования материалов сайта  |  Дизайн и верстка - Сергей Пирогов